Док.фильмы и книги по истории, культуре, искусству Византии Фильмы Византия после Византии (2010) Discovery: Византия. Утраченная империя (1997) 4 серии Книги 1. Кулаковский. «История Византии» 2. Культура Византии (вторая половина VII - XII век) (1989) 3. Кущ. «На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии» 4. Лихачева. «Искусство Византии IV-XV веков» 5. Даркевич. «Светское искусство Византии» Цикл из четырех документальных киноочерков, посвященных возникновению, расцвету и падению Византийской империи. Едва ли не единственный доступный научно-популярный фильм по данной тематике. Информативность соответствует жанру. Целый ряд моментов может быть интересен не только в контексте истории Византии, но и в широких историческом, культурном, географическом планах. Рай на земле Совершите путешествие вглубь веков в поисках происхождения западной веры. История Византии, первого христианского государства, – это история торжества веры. Византийские императоры стремились превратить Константинополь, «око веры христианской», в Новый Иерусалим, который стал бы раем на Земле. Эта программа расскажет об удивительном духовном наследии Византии: рукописях, мозаиках и иконах. На пороге вечности За свою тысячелетнюю историю Византия знала и величие славы, и горечь сокрушительных поражений. Центр христианского мира, Византия сыграла огромную роль в становлении культуры многих государств и народов, вовлеченных в орбиту имперской «вселенной». В период расцвета ее влияние распространялось от Древней Руси до Африки. Византийцы умели искусно приобретать союзников даже среди своих врагов, не раз пытавшихся завоевать эту могущественную империю. Но распри византийской знати и борьба за императорский престол разрушали Византию. В 1453 Константинополь был взят штурмом турецкой армией и разграблен. Византия прекратила своё существование, а её территория вошла в состав Османской империи. Воплощение мечты В 330 г. император Константин основал новую столицу Римской империи на месте торгового греческого города Византия. Впоследствии империя разделилась на две части – Западную и Восточную. Первая пала под натиском германских племен, а вторая – «Империя ромеев и греков», или Византия – просуществовала целое тысячелетие, создав на стыке Востока и Запада уникальную культуру, удивительным образом соединявшую в себе черты греко-римской цивилизации и восточной деспотии. Эта программа, открывающая цикл фильмов о истории и культуре Византии, расскажет о становлении великой древней империи. Византия после Византии (2010) Константинополь – столица двух существовавших последовательно империй: Восточно-Римской империи или Византии и Османской империи. Этот город стоял на пересечении двух соседних цивилизаций: Восточной и Западной. Как столица Византийской империи Константинополь являлся сердцем Греческой цивилизации более 1'000 лет, а в 1453 году Константинополь оказался во власти Османской империи, и начался совершенно новый период в истории этого города. История Византии после Византии – история поствизантийских поколений. (из предисловия к фильму) Книги 1. Ю.А. Кулаковский. «История Византии» Ю.А. Кулаковский (1855-1919) — выдающийся русский антиковед, археолог и византинист, впервые в русской историографии создавший обобщающий труд по истории Византии в 3-х томах. В первом томе после обширного введения изложение истории начинается с момента разделения Римской империи в 395 г. до конца правления Анастасия. В сочинении Ю.А. Кулаковского прекрасно изложена внешнеполитическая история и духовная эволюция Византии, описана жизнь столицы, императорского двора, достаточно много говорится о церковных делах и государственных учреждениях. По словам автора, он «ведет читателя своим изложением в самый templum historiae byzantinae (храм истории Византии)». Ярко и талантливо написанная работа адресуется как специалистам, так и всем интересующимся историей и культурой государства, которому столь многим во всех отношениях обязана Россия. Текст книги заново отредактирован, значительно дополнен разнообразными вспомогательными материалами и хронологическими таблицами. Приведены очерк жизни и творчества Ю.А. Кулаковского, дана новейшая библиография по отдельным разделам. История Византии. т. 1. 395-518 годы. 2003. История Византии. т. 2. 518-602 годы. 1996. История Византии. т. 3. 602-717 годы. 1996. 2. Культура Византии (вторая половина VII - XII век) (1989) Коллектив авторов Данная книга посвящена развитию культуры Византийской империи в следующую историческую эпоху, охватывающую центральный период истории Византии. 1. Литаврин Г. Г. Византийская империя во второй половине VII—XII в. 2. Аверинцев С. С. Философия VIII—XII вв. 3. Литаврин Г. Г. Политическая теория в Византии с середины VII до начала XIII в. 4. Бибиков М. В. Развитие исторической мысли 5. Чичуров И. С. Литература VIII—Х вв. 6. Алексидзе А. Д. Литература XI—XII вв. 7. Медведев И. П. Развитие правовой науки 8. Удальцова З. В. Дипломатия 9. Кучма В. В Военно-теоретическая мысль 10. Самодурова З. Г. Естественнонаучные знания 11. Бородин О. Р. Географические знания 12. Самодурова З. Г. Школы и образование 13. В. В. Бычков В. В. Эстетика 14. Лихачева В. Д. Изобразительное искусство 15. Якобсон А. Л. Архитектура 16. Даркевич В. П. Прикладное искусство 17. Герцман Е. В. Развитие музыкальной культуры 18. Чекалова А. А. Быт и нравы В архиве два варианта книги — без иллюстраций (5, 38 Мб) и с вложенными иллюстрациями (123 Мб). 3. Т.В. Кущ. «На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии» Книга посвящена исследованию поздневизантийской интеллектуальной среды как целостного социокультурного феномена на основе анализа системы присущих ей ценностей и норм, идей и представлений, стереотипов деятельности и поведения, институциональных моделей и форм общения. Интеллектуальное сообщество рассмотрено с точки зрения его состава, особенностей функционирования и влияния на культурную реальность Византии последней трети XIV – первой половины XV в. Изучение интеллектуальной жизни Византии на фоне глубокого всестороннего кризиса империи позволило ярче выделить уникальные черты византийской цивилизации, а также оценить способы сохранения классического наследия и характер его воздействия на европейскую культуру. Книга предназначена для историков и культурологов и может быть рекомендована всем, кто интересуется историей и культурой Византийской империи. 4. В.Д. Лихачева. «Искусство Византии IV-XV веков» Около тысячелетия просуществовала Византийская империя. За это время ее многочисленные художники, архитекторы, скульпторы, мастера прикладного искусства создали замечательные произведения, которые хранятся во многих собраниях мира, в том числе в музеях и библиотеках Советского Союза. Сложной истории византийской художественной культуры, рассмотрению и анализу уникальных памятников искусства посвящена настоящая книга. Она иллюстрирована цветными и тоновыми репродукциями. Для широких кругов читателей. 5. В.П. Даркевич. «Светское искусство Византии» Эта книга посвящена проблеме светского искусства Византии, которое вплоть до 20-х гг. XX века оставалось вне поля зрения исследователей. Утрата монументальной светской живописи, погибшей после: турецкого завоевания Константинополя, отчасти может быть восполнена за счет столичных произведений прикладного искусства (слоновая кость, художественный металл, эмали), рассеянных по музеям всего мира. В художественном ремесле и книжной иллюстрации светские; тенденции проявлялись заметнее, так как ювелиры и миниатюристы в подборе сюжетов были свободнее от канонических предписаний, чем создатели фресок и мозаик. Связанные с ремеслом; следовательно, с народным, творчеством, они были менее зависимы от жестких требований официального византинизма. В преобладающей по объему аналитической части первой главы изучены отдельные мотивы и сюжеты на чашах, выявлены связи между отдельными компонентами каждой сцены. Для сравнений привлечены письменные и вещественные источники. Обращение к миниатюрам рукописей и поливной керамике послужило основой для многих выводов. В синтетическом разделе той же главы установлены тематические связи между сюжетами. Благодаря этому раскрывается общий замысел художника, система убранства каждого памятника, во взаимосвязи всех ее элементов. Во второй главе все сюжеты и темы связаны единой концепцией возвеличения императорской власти, что приводит к рассмотрению всего комплекса произведений в их идеологическом единстве. Чтобы определить их место и значение в истории императорского искусства, дан краткий очерк его эволюции с IV по XV в., причем основное внимание уделено эпохе Комнинов.